Начало лето 2009 лето 2010 лето 2011 лето 2012 лето 2013 лето 2014 лето 2015 лето 2016
Шаневское лето 2010
зима 2010

Светлана Кротова
Шаневочка

Это было летом. Было жарко. Ужасно жарко. Просто нестерпимо жарко. Солнце палило в этот день как угорелое, и даже в тени (мы шли через лесок) ничуть не было легче.
Мы с приятелем направлялись к берегу озера со странным названием "Золотце". Нам сказали, что тут очень красивые места, и отлично ловится рыба. Да и дом снять легко и совсем недорого. В деревне-то почти никто не живет. Название деревни тоже было немного необычным. Называлась она "Шаневочка". Наш друг, художник, жил здесь прошлым летом, и отлично провел отпуск. К озеру через лес вели две дороги. Наш приятель предупреждал нас, что надо очень внимательно следить за поворотами и свернуть после первой развилки направо. Если повернешь налево, придешь к месту, куда упала комета. А туда лучше не попадать. Когда-то давно в этих местах упало что-то с неба, кто-то говорил, что это был метеорит, кто-то считал, что комета, а может, это была тарелка с инопланетянами. Но с тех самых пор, хотя этих самых инопланетян никто в глаза никогда не видел, тут стали происходить какие-то чудные вещи.

И вот, пройдя по живописной дороге мимо густого, почти непроходимого леса, мы добрались до озера. Нас должны были встретить. Так оно и вышло, встретили. Около озера, рядом с лодкой, привязанной к старой сухой ветке, нас уже поджидал странный невысокий мужичок в желтой соломенной шляпе и с яркой косынкой на шее вместо галстука. Он снял шляпу, чтобы раскланяться, и оказалось, что волосы у него ярко-рыжие, густые и торчат во все стороны непослушными вихрами. “Леший”, - представился он. Мы пожали плечами, Леший так Леший, и поздоровались. “Погодка нынче жарковатая, - сказал он, Солнце то вона как шпарит. Что-то давно не клевали китощуки”. Леший был слегка выпивши, и ему хотелось поговорить.

Лодка у Лешего была каких-то невероятных размеров, просто баржа, а не лодка, мы сели и поплыли по озеру. По дороге он рассказал, какие огромные рыбы водятся тут, в озере, какая рыба здесь хитрая, и как её сложно поймать. Рассказывал, про огромных китощук, которых он тут ловил, причем по мере рассказывания эти выловленные китощуки становились все больше. Рыбу в этих местах редко ловили на удочку, больше на кружки. Снасть такая, к кружку привязывается леска с крючком и поводком, на крючок насаживается маленькая рыбка, живец, и кружок кидают в воду недалеко от берега, там, где трава или листья кувшинок, чтоб кружок не унесло. А больше и делать ничего не надо, только проверять время от времени, не попалась ли рыба.

Озеро было большое, и, наверное, от жары, вода казалась густой, словно застывшее стекло. Да и воздух, пока мы плыли, становился все гуще. Берег, от которого мы отчалили, скрылся в тумане, а противоположного не было видно. Только вода. Как по море или по океану плывешь. Из воды неожиданно выглянула огромная щука, подмигнула и сказала: “Да, давненько не было дождей. Хочется дождичка-то”. “Не удивляйтесь”,- сказал Леший,- У нас тут и не такое бывает. Сами увидите”. Мимо проплыл мужичок на своей лодочке. Он удил рыбу. Вдруг удочка изогнулась, лодка дернулась, и лодка вместе с чуть не вывалившимся за борт мужичком с огромной скоростью пронеслась мимо нас. “Это клюнул китолещ”,- сказал Леший,- он сильный, зараза, и здоровенный, теперь по всему озеру таскать будет, пока не устанет. А там, либо леска оборвется, либо рыба устанет, а как устанет, сразу малость станет поменьше. Вот тогда-то и можно будет её вытащить. Правда, может и в соседнее озеро уволочь. А потом назад-то, ой как далеко.”

Мы доплыли до места, Леший показал нам дом, и мы сразу легли спать, так устали от жары и дороги.
Утром я проснулся первым и решил прогуляться немного. Мы спали на мансарде, и надо было спуститься вниз. Я вышел и спустился вниз по лестнице со старыми ступеньками. Лестница была очень крутая, без перил, а ступеньки старые и скрипучие, они прогибались под ногами, и, казалось, вся лестница сейчас развалится.
Внизу, около крылечка сидел маленький зеленый котенок с рыжими ушками.
-Привет, - сказал котенок, - я Пайда.
-Привет, - сказал я,- Виктор.
-Пойдем, я познакомлю тебя с Люсей.
- Хорошо, - сказал я.
И мы пошли. По высокой траве, такой высокой, что я просто утонул в этой траве. Трава была выше моей головы. “Осторожно, - сказал котенок, - Тут могут быть змеекуки. Они, правда, не всегда кусаются, но если у них плохое настроение, то могут и тяпнуть. И тогда пойдет дождь. И даже гроза может быть”.
Идти было не очень далеко, и скоро мы подошли к совсем старому дому. Тут трава была пониже, но дом весь зарос крапивой. Чуть заметная тропинка вела к двери, на которой висел замок. Казалось, в этом доме никто не жил очень давно. Даже окна были заколочены старыми полусгнившими досками. “Не бойся”,- сказал Пайда. Мы поднялись по развалившимся ступенькам, замок, как оказалось, был повешен только для виду, и вошли в дом. Тут и жила Люся. Люся приехала сюда из Канады. Не понравилось ей в Канаде, а здесь очень даже понравилось. Она топила печку, собирала грибы и ловила рыбу. Люся оказалась очень симпатичной молодой девушкой с совсем коротенькой стрижкой. Что в ней было очень милое, детское и притягательное. В доме на удивление было чисто, и внутри он казался гораздо больше, чем снаружи. На окнах были кружевные занавесочки, печка чисто побелена, на столе – вышитая скатерть. Все очень просто, и а то же время уютно. Люся напоила нас чаем и угостила пирожками из печки.
Пайда тоже с удовольствием пил чай и ел пирожки, и я даже не удивлялся, начал понемногу привыкать к необычным вещам, происходившим тут. Мы сидели и разговаривали с Люсей о самых разных вещах, и мне показалось, что мы знакомы уже давно, много лет, так было с ней легко разговаривать обо все на свете.

Вечером мы с приятелем вышли на улицу подышать свежим воздухом, небо было звездным, и звезды были необыкновенно яркие, и вдруг я увидел падающую звезду. Потом ещё одну, а потом звезды стали падать одна за другой. Они падали, и медленно гасли на траве рядом с домом. Падали и падали. Я сходил в дом, взял корзинку и стал собирать звезды. Те, что ещё не успели погаснуть. Так и набралась полная корзинка. На следующее утро я отнес корзинку Люсе, и она сварила варенье. Получилось оно золотистого цвета и очень вкусное.
-Да, - сказала Люся, - отличное варенье, но ты ещё не пробовал варенье из понарошки.
-А что за понарошка такая? - спросил я.
-Ягода такая, растет тут, в нашем лесу. Собирать её можно только в один день лета, 31 июля. Если раньше, она будет горчить, позже - ягоды становятся слишком мягкими и варенье из них невкусное. А завтра как раз 31 июля. Пойдем собирать?

На следующее утро мы с Люсей отправились за понарошкой, Пайда, конечно, тоже составил нам компанию. Он бежал впереди и его зеленый хвостик, поднятый вверх, весело подпрыгивал. По дороге нам встретился человек с огромным сачком. Я вежливо поздоровался и спросил, кого это он собирается ловить? Для бабочек сачок был явно великоват.
- Облака, - сказал нам человек. - Нет на свете ничего увлекательней погони за облаками. Здесь, в деревне бывают такие редкие облака, которых больше нигде не увидишь.
Мы посмотрели на небо, да, облака и правда были сегодня замечательные.
Он похвастался: “Знаете, какие у меня есть редкие экземпляры?”
Ловец облаков приоткрыл рюкзак, и оттуда показался кусочек темно-синего грозового облака. Облако только приготовилось удрать, как человек быстро завязал рюкзак обратно.
-Вот так, - сказал он, - за ними ведь глаз, да глаз. Чуть что удерут, тогда разве поймаешь?
Ловец облаков погнался за очередным облаком, а мы с Люсей и Пайдой пошли в лес собирать понарошку.

Понарошка оказалась очень красивой ягодой, теплого оранжевого цвета, и варенье из неё получилось тоже золотистым, как из звезд, но только варенье из звезд было очень прохладное, даже в самый жаркий день оно слегка похрустывало льдинками, а варенье из понарошки было кисло-сладким и теплым на вкус.

Так дни шли за днями, иногда мы с Пайдой, Люсей и моим другом катались на лодке по озеру, ловили рыбу и пили чай с травами из маленького термоса, который Люся всегда брала с собой. По утрам на озере часто был туман, и тогда мы лепили из тумана разные смешные фигурки и оставляли их на берегу. А днем туман рассеивался, и фигурки таяли, оставляя маленькие лужицы, а потом и они высыхали на солнце.

Как-то вечером я гулял и почувствовал, что что-то обожгло мне ногу. “Крапива, наверное”, - подумал я. А к вечеру поднялся сильный ветер, такой сильный, что сбивал с ног, с деревьев стало срывать листья, небо потемнело, и начался дождь. Видимо, меня все-таки укусила эта самая змеекука. “Ну вот”, - пробурчал Пайда, - “Так я и знал. Говорил же тебе, смотри под ноги”. Дождь шел без перерыва три дня и три ночи. Невозможно было выйти на улицу, и мы все эти дни сидели дома, да топили печку.

Так и подошли к концу те две недели, которые мы намеревались тут провести. Я зашел попрощаться с Люсей. Люся была немного грустной, пожелала нам удачной дороги, и попросила Пайду проводить нас до озера. Через озеро нас вез все тот же Леший. Что-то он всю дорогу молчал. Задумчивый был какой-то.

Когда мы вернулись домой, первым делом я стал разбирать на компьютере фотографии, которые сделал в деревне. А снимал я очень много. Я люблю фотографировать.
Удивительно, но ни Люси, ни зеленого котенка Пайды я не нашел ни на одном снимке. Хотя я точно помнил, что фотографировал их. Вот я с приятелем. Вот дом, в котором мы жили, вот лес, вот мы стоим довольные с выловленными рыбинами. Прекрасно получилось и озеро, и облака. А вот Люси с Пайдой почему-то нигде не видно.

Прошло лето, потом зима, и я все никак не мог забыть эту чудную деревню. Она часто снилась мне в самых разных фантастических снах. И никак я не мог дождаться лета, чтобы снова поехать туда. Не знаю почему, но эти места притягивали необыкновенно. Я часто вспоминал Люсю, как мы гуляли, как сидели у печки, уютно потрескивающей дровишками, как плавали на лодке по озеру…
И вот, прошла наконец зима, прошла и весна, настало лето. Мой друг не мог поехать, и я отправился в путь один.

Добрался я до озера. Там меня опять дожидался Леший, чтобы переправить на ту сторону. В это лето не было такой жары, Вода не казалась стеклом, и оба берега озера было отлично видно.
Ничего, казалось, не изменилось в деревне, те же домики, лес, озеро. Но только, сколько я ни звал, ни искал, Пайды нигде не было видно. Я вспомнил про Люсю и зашел в старенький домик. Но там никого не было, только паутина, провалившаяся крыша и окна, заколоченные старыми досками. Такое ощущение, что в этом доме никто не жил лет сто. Вокруг дома были густые заросли крапивы, на яблоне - много маленьких яблок, которые никто не собирал, и вся трава под яблоней была усыпана яблоками. И в колодце, заросшем травой так, что можно было его запросто не заметить и провалиться, тоже плавали яблоки.

Вечером я сидел на кухне и пил чай, и в гости ко мне зашел Леший.
И я спросил, куда девалась Люся из старенького домика.
-Люся?- удивился он.
Да, - сказал я, - она жила в том стареньком домике за поляной.
- Да в этом домике уже давно никто не живет, - усмехнулся Леший.
-Эх, места тут такие…. Ты в тот, прошлый то раз куды повернул? Видать, налево. А надо-то было направо. Та дорожка тоже к озеру ведет и на другой-то берег переедешь, и вроде все то же самое. И деревня вроде бы та, да вот и не та. И ведь избы, и лес, как оно и было, а вот люди. А может, это и не люди вовсе…. Сколько раз не ездил, ни разу одних и тех же людей там не встречал. В том стареньком домике, где ты эту, Люську то встретил, то бабка старая, то пацан какой, а бывает, и одни тараканы или сверчок какой из угла пищит. Эх, все эта ядрена комета… чтоб её…
Я вспомнил Люсю, её большие насмешливые глаза, и мне стало грустно.