обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание ДОН БАРТОЛОМЕО,
(Don Bartolomeo) аббата из Сан Клементе, миниатюриста и живописца

Редко бывает, чтобы тому, кто обладает доброй душой и ведет образцовую жизнь, небо не даровало отменных друзей и почетную обитель и чтобы он за добронравие свое не заслужил себе уважение при жизни, а после смерти не вызвал по себе величайшую тоску во всяком, кто его знал. Так это было и с дон Бартоломео делла Гатта, настоятелем аббатства Сан Клементе в Ареццо, который отличался в разных областях и был человеком в высшей степени порядочным во всех своих поступках. Будучи в свое время монахом ордена камальдульцев в монастыре дельи Анджели во Флоренции, он в юности своей сделался, может быть, по тем причинам, о которых говорилось выше в жизнеописании дон Лоренцо, миниатюристом единственным в своем роде и весьма опытным в области рисунка, о чем могут свидетельствовать миниатюры, выполненные им для монахов Санта Фьора э Санта Лучилла в аретинском аббатстве, и в особенности требник, поднесенный папе Сиксту, где на первой странице молитвы о пресуществлении Даров было прекраснейшее изображение Страстей Христовых, подобных тем, что он написал для луккского собора Сан Мартино, где они и хранятся. (1)


 



Вскоре после этих работ отцу этому было передано названное аббатство Сан Клементе в Ареццосле аретинцем Мариотто Мальдоли, генералом камальдульцев и из того же семейства, к которому принадлежал тот Мальдоли, который подарил св. Ромуальду, основателю этого ордена, землю и угодие Камальдоли, именовавшееся в то время Мальдольским полем. В благодарность за эту бенефицию Дон Бартоломео написал потом много вещей для названного генерала и его ордена. Когда же наступила чума 1468 года во время которой, так же как это делали и многие другие, аббат сидел дома, не справляя треб, он начал писать большие фигуры, и, видя, что это у него выходит так, как ему хочется, начал выполнять кое-какие работы; и первой из них был св. Рох, которого он написал на дереве для ректоров аретинского братства и который находится ныне в приемной, где они собираются, и святой этот поручает Богоматери аретинский народ. На этой картине он изобразил площадь названного города и богоугодный дом этого братства, а также нескольких могильщиков, которые пришли погребать мертвых. Он написал также и другого св. Роха, равным образом на дереве, в церкви Сан Пьеро, изобразив город Ареццо в тогдашнем его виде, весьма отличном от теперешнего, и, наконец, еще одного, также написанного на дереве и гораздо лучше обоих вышеназванных, в приходской церкви города Ареццо в капелле Липпи, причем этот св. Рох — фигура прекрасная и редкостная, может быть, лучшая из всех когда-либо им написанных, а голова и руки его таковы, что более красивых и более естественных и быть не может.(2) В том же городе Ареццо он написал на дереве в Сан Пьеро, обители братьев-сервитов, ангела Рафаила и там же написал портрет блаженного Якопо Филиппо из Пьяченцы(3).
Приглашенный после этого в Рим, он написал историю в капелле папы Сикста совместно с Лукой из Кортоны и Пьетро Перуджино(4), а по возвращении в Ареццо в капелле Гоццари, в Епископстве, — кающегося св. Иеронима, который худой и бритый, с глазами, пристальнейшим образом устремленными на распятие, и бия себя в грудь, отличнейшим образом показывает, насколько любовный жар, пылающий в этой истощеннейшей плоти, способен искушать девственность. И тут же он изобразил огромнейшую скалу, а также несколько гротов, между обвалившимися камнями которых написал несколько историй из жития этого святого, с весьма изящными большими фигурами(5). После этого в церкви Сант Агостино он написал для монахинь так называемого третьего ордена в одной из капелл фреску с изображением Венчания Богоматери, весьма одобренную и отлично выполненную, а ниже, в другой капелле, на большой доске — Успение с несколькими ангелами, прекрасно одетыми в тонкие ткани(6); и доска эта, написанная темперой, получила большое одобрение, и в самом деле выполнена она была с хорошим рисунком и отделана с тщательностью необыкновенной. Он же написал фреской в полутондо, что над дверями церкви Сан Донато в аретинской крепости, Богоматерь с младенцем на руках, св. Доната и св. Гвальберта, все — очень красивые фигуры(7). В аббатстве Санта Фьоре в названном городе его работы капелла, как войдешь в церковь через главные двери, в которой св. Бенедикт и другие святые(8) выполнены им с болыиим изяществом, с хорошими приемами и с мягкостью. Равным образом написал он в одной из капелл Епископства усопшего Христа для Джентиле Урбинате, епископа аретинского, большого своего друга, с которым он почти постоянно жил в епископском дворце, а в лоджии изобразил самого епископа, своего викария, и сера Маттео Франчини, банковского нотариуса,читающего ему буллу; а также поместил там свой автопортрет и портреты нескольких каноников города(9). Для того же епископа он составил проект лоджии, расположенной между дворцом и епископством на одном уровне с церковью и дворцом, и посредине по поручению епископа поместил в виде капеллы его гробницу, где он должен был быть погребен после своей кончины (10); и выполнил уже большую часть работы, но, будучи настигнутым смертью, оставил ее незавершенной, и, хотя завещал своему преемнику ее закончить, дальше она не подвинулась, как часто бывает с работами, которые кто-нибудь в подобных случаях завещает закончить после своей смерти. Для названного епископа аббат выполнил в старом соборе прекрасную и большую капеллу, но, так как существовала она недолго, подробнее говорить о не стоит.
Помимо этого он работал по всему городу в разных местах, как, например, в церкви Кармине, где выполнил три фигуры и расписал капеллу монахинь св. Орсины, а в Кастильоне д'Ареццо, в приходской церкви Сан Джулиано, написал темперой на дереве для капеллы главного алтаря образ, на котором изображены прекраснейшая Богоматерь, а также св. Юлиан и св. Михаил Архангел – фигуры, отлично выполненные и отделанные, главным образом св Юлиан, который, вперив свой взор в Христа на руках у Богоматери, видно, сильно терзается тем, что убил отца и мать. Равным образом немного ниже в одной из капелл его работы — дверцы, которыми раньше закрывался старый орган и на которых изображены св. Михаил, признанный вещью чудесной, и спеленатый младенец на руках у женщины, совсем как живой(11).
В Ареццо для монахинь делле Мурате он сделал роспись капеллы главного алтаря, которая получила, безусловно, большое одобрение, в Монте Сан Савино он соорудил насупротив дворца кардинала ди Монте табернакль, почитавшийся очень красивым, а в Борго Сан Сеполькро, там, где ныне Епископство, — капеллу, принесшую ему одобрение и величайшую пользу(12). Был дон Клементе человеком, талант коего был способен ко всяким вещам: помимо того что он был большим музыкантом, он собственноручно делал из свинца органы, а в церкви Сан Доменико он сделал орган из картона, который до сих пор сохранил мягкий звук и правильный строй; в церкви же Сан Клементе был еще один, также его работы, расположенный наверху, клавиатура же его была внизу, на уровне хора, — предусмотрительность несомненно прекрасная, ибо, так как по положению монастыря монахов там было немного, ему хотелось, чтобы органист мог и петь и играть (13). А так как аббат этот питал любовь к своему ордену, то, будучи истинным служителем, а не расточителем достояния Господня, он значительно улучшил сию обитель каменными постройками и росписями и, в частности, построил главную капеллу своей церкви и всю ее расписал, в двух же нишах по бокам ее он написал в одной св. Роха, а в другой св. Варфоломея, погибших вместе с церковью.
Возвратимся, однако, к аббату, который был монахом хорошим и добронравным, учеником же его в живописи остался после него Маттео Лапполи, аретинец, (14) который был живописцем способным и опытным, о чем свидетельствуют работы, выполненные им собственноручно в церкви Сант Агостино, в капелле св. Себастьяна, где в нише святой этот выполнен им рельефом, кругом же написаны св. Власий, св. Рох, св. Антоний Падуанский и св.Бернардин, а в арке капеллы — Благовещение, на своде же фреской чисто написаны четыре евангелиста. Его же работы, в другой капелле по левую руку, как войдешь в боковые двери названной церкви, фреска с Рождеством и Богоматерью, благовествуемой ангелом, в образе которого он изобразил Джулиано Баччи, в то время еще юношу очень красивой наружности, а над названными дверями снаружи он написал Благовещение со святыми Петром и Павлом по сторонам, придав лицу Богоматери черты лица матери знаменитейшего поэта мессера Пьетро Аретино. В Сан Франческо для капеллы Бернардина он написал этого святого на доске так, что тот кажется живым так он прекрасен, что фигура эта — лучшая из всех когда-либо им написанных. В епископстве в капелле рода Пьетрамалески он написал в раме темперой прекраснейшего св. Игнатия, а в приходской церкви, при входе в верхние двери, выходящие на площадь, — св. Андрея и св. Себастьяна; в сообществе же Троицы он с прекрасной выдумкой создал для Буонинсеньи, аретинца, произведение, которое можно причислить к лучшим, когда-либо им созданным: это Распятие над алтарем между св. Мартином и св. Рохом и с двумя коленопреклоненными фигурами внизу, одна из которых была изображена в виде бедняка, высохшего, изможденного и очень плохо одетого, от которого исходили лучи, тянувшиеся прямо к ранам Спасителя, в то время как сам святой смотрел на него весьма пристально, другая же — в виде богача, одетого в пурпур и с лицом румяным и веселым, у которого лучи, молитвенно устремленные ко Христу, хоть и исходили из сердца, как у бедняка, однако явно шли не прямо к ранам Распятого, а блуждали и растекались по разным деревням и селам с многочисленными нивами, пастбищами, стада-ми, садами и тому подобными вещами, иные же распространялись до самого моря, указуя на суда, нагруженные товарами, иные же, наконец, доходили до неких банков, где менялись деньги. Все это было выполнено Маттео со вкусом, с хорошими приемами и с большой тщательностью, но вскоре, однако, было уничтожено при постройке одной из капелл. В приходской церкви под кафедрой он же написал для мессера Леонардо Альберготти Христа, несущего крест. Учеником аббата Сан Клементе был равным образом один брат-сервит, аретинец, расписавший в цвете фасад дома семьи Беликини в Ареццо, а в церкви Сан Пьеро фреской две капеллы одну рядом с другой(15).
Учеником дон Бартоломео был также Доменико Пекори, аретинец,(16) написавший в Сарджано на дереве темперой три фигуры, а маслом для сообщества св. Марииии Магдалины хоругвь, предносимую во время процессий, отменно прекрасную, для мессера же Презентино Бисдомини в приходской церкви, в капелле св. Андрея, — образ св. Аполлонии, сходный с вышеупомянутым, но написанный на холсте. Он дописал также много вещей, остававшихся не завершенными его учителем, как, например, в церкви Сан Пьеро на дереве образ со святыми Себастьяном и Фабианом, предстоящими Мадонне, для семейства Бенуччи, а в церкви Сант Антонио он написал на дереве образ главного алтаря с весьма благостной Богоматерью и несколькими святыми; атак как названная Богоматерь, сложив руки, молится младенцу, которого она держит на коленях, он придумал изобразить коленопреклоненного ангелочка, поддерживающего сзади Господа нашего подушкой, ибо Мадонна, молясь со сложенными руками, держать его не может. В церкви Сан Джустино он расписал фреской для мессера Антонио Ротелли капеллу Волхвов, а для сообщества Богоматери в приходской церкви на огромнейшей доске изобразил Богоматерь в небесах с аретинским народом у ее ног, внизу, где многих он написал с натуры; в работе этой ему помогал один испанский живописец, который хорошо писал маслом, а помогал он ему потому, что Доменико в живописи маслом не имел такого опыта, как в темпере. С его же помощью он закончил для общества Троицы образ на дереве, с Обрезанием Господним, почитавшийся вещью очень хорошей, а в саду при церкви Санта Фьоре фреску с изображением «Не тронь меня». В конце концов он написал в соборе для мессера Донато Маринелли, примицерия(17), картину на дереве со многими фигурами с хорошей выдумкой и хорошим рисунком, а также большой рельефностью, которая создала ему тогда и навеки величайшую славу.
Для работы этой, будучи уже глубоким стариком, Доменико пригласил сиенского живописца Капанну(18), мастера дельного, расписавшего в Сиене много садов светотенью и много досок, и, если бы жизнь его продлилась, он многого достиг бы в искусстве, судя по тому немногому, что было им создано. Для аретинского братства он сделал балдахин, расписанный маслом, — вещь богатую и дорогую. Немного лет тому назад, когда в церкви Сан Франческо устраивалось представление о св. Иоанне и св. Павле, балдахин этот был временно предоставлен для украшения рая, сооруженного под самой крышей церкви, однако от большого количества свечей вспыхнуло пламя и балдахин сгорел вместе со всеми украшениями и с человеком, изображавшим бога-отца, ибо он был привязан и не мог убежать, как это успели сделать «ангелы»; но пострадали от этого и зрители, которые, испугавшись пожара и в исступлении бросившись к выходу, причем каждый хотел быть первым, растоптали в давке около восьмидесяти человек. Событие это было поистине весьма прискорбным. Балдахин же впоследствии был с еще большим богатством восстановлен и расписан Джорджо Вазари.
Потом Доменико занялся изготовлением витражей, и в соборе было три его работы(19), но во время войн они были разбиты артиллерией.Его же учеником был Анджело ди Лорентино(20), живописец, обладавший весьма отменным талантом. Он расписал арку над дверями церкви Сан Доменико и, если бы ему помогали, сделался бы отменнейшим мастером.
Умер аббат восьмидесяти трех лет и оставил незавершенным храм Ностра Донна делле Аакриме, модель которого он сделал, но который был впоследствии достроен разными другими мастерами.
Итак, он заслуживает восхваления как миниатюрист, архитектор, живописец и музыкант. Монахами его ему была воздвигнута гробница в церкви Сан Клементе, его аббатстве, и работы его в названном городе настолько всегда высоко ценились, что над гробницей его можно прочесть следующие стихи:

Pingebat docte Zeusis, condebat et aedes
Nicon: Pan capripes, fistula prima tua est.
Non tamen ex vobis mecum certaverit ullis:
Quae tres fecistis, unicus haec facio.(21)

Умер он в 1461 году, внеся в искусство миниатюрной живописи ту красоту, которую мы видим во всех его вещах, о чем могут свидетельствовать несколько листов его работы, находящиеся в нашей книге. Позднее его приемам подражали Джироламо Падуанский в миниатюрах нескольких книг, находящихся в церкви Санта Мариа Нуова во Флоренции, Герардо, Флорентинский миниатюрист, и Аттаванте, которого звали также Ванте(22) и о работах которого и в особенности о тех, что находятся в Венеции, говорилось в другом месте, где мы дословно приводили сообщение, присланное нам из Венеции несколькими благородными господами, сделав это для их удовлетворения, ибо они положили много трудов, чтобы найти все то, о чем они пишут; мы же потому ограничились полным пересказом их записки, что не могли составить себе собственного суждения о том, чего не видели.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Дон Бартоломео делла Гатта (Пьетро д'Антонио Деи) — живописец и архитектор, родился в 1448 г. во Флоренции, умер в 1502 (или 1503) г. в Ареццо. Записан в цех ювелиров в пятилетнем возрасте (1453), постригся в монахи (1470), приор (1486), умер аббатом. Был в Риме (по приглашению Перуджино) и Лорето. В Сикстинской капелле писалвместе с Синьорелли «Завещание и смерть Моисея», в сакристии собора в Лорето помогал Синьорелли расписывать фрески купола (возможно, что им по картонам Синьорелли написаны святые Иероним, Матфей и Лука).
Из перечисленных Вазари работ сохранились следующие: «Св. Рох» — в пинакотеке г. Ареццо, тот же святой, там же; «Блаженный Филипп» в Сан Пьер Пикколо г. Ареццо, с испорченной датой 148...; Мадонна на троне с четырьмя святыми — алтарный образ для приходской церкви — в Кастильоне Фьорентино (1486, с житием св. Юлиана на пределле); св. Франциск, св. Юлиан, св. Михаил в пинакотеке, там же; св.Иероним — фреска в соборе г. Ареццо. Другие достоверные работы: «Св. Франциск» в ан Франческо в Кастильоне Фьорентино; «Видение св. Бернарда» — люнета в Сан Бернардо в Ареццо (в плохом состоянии); «Успение» - в Сан Доменико в Кортоне.
1 Деятельность дон Бартоломео как миниатюриста неясна. Достоверных работ не сохранилось. Биографию миниатюриста дон Лоренцо (Монако) см. в ч. I «Жизнеописаний».

2 Сохранились два «Святых Роха» (один в пинакотеке Ареццо, другой в собрании Хорн во Флоренции).

3 «Архангел Рафаил» не сохранился, портрет блаженного Филиппа, который был родом из Фаэнцы (а не из Пьяченцы), находится в ризнице церкви Сан Пьер Пикколо в Ареццо

4 В Сикстинской капелле дон Бартоломео был помощником Синьорелли (Луки из Кортоны); помогал ли он Перуджино, точно не выяснено.

5 «Св. Иероним» сохранился (фреска, снятая в 1796 г., находится в рианице Аретинского собора).

6 «Венчание Богоматери» не сохранилось. «Успение» находится в церкви Сан Доменико в Кортоне.

7 Работы погибли.

8 Работы в капелле не сохранились.

9 Работы погибли при перестройке епископского дворца в Ареццо в конце XVI в.

10 Лоджия перестроена в XVIII в.

11 Из всех перечисленных работ сохранились алтарный образ («Мадонна») с пределлой (житие св. Юлиана) в Кастильоне Фьорентино (местечко раньше называлось Кастильоне Аретино) и «Св. Михаил» в пинакотеке там же.

12 Обе капеллы и табернакль не сохранились.

13 Органы дон Бартоломео не сохранились; о занятиях его музыкой сведений нет

14 Маттео Лапполи — аретинский живописец, упоминающийся в документах 1480 г. Более подробных сведений о нем нет. Перечисленные Вазари работы не сохранились.

15 Монаха звали фра Мариано (других сведений о нем нет); из названных Вазари фресок сохранилась одна Мадонна в Сан Пьеро.

16 Доменико Пекори (1480—1527) — аретинский живописец. Из перечисленных Вазари работ в Ареццо сохранились: «Обрезание Господне», теперь — в Сант Агостино (написано вместе с Соджи и упоминаемым Вазари испанцем в 1506 г.), «Мадонна со св. Себастьяном и Фабианом» (теперь в приходской церкви в Камприано близ Ареццо), «Богородица в небесах» («Мадонна делла Мизерикордиа») — теперь в пинакотеке г. Ареццо и «Мадонна со святыми» (раньше в Сант Антонио, теперь в ризнице собора) и другие «Мадонны со святыми» (вместе с Капанной), раньше в соборе, теперь в пинакотеке.

17 Примицерий — духовное звание католической церкви, соответствует примерно православному дьякону.

18 О Капанне см. биографию Б. Перуцци в ч. III «Жизнеописаний».

19 Витражи для собора Пекори иэготовлял вместе с мастером Стаджо Сассо 1511—1519 гг. См. также биографию Гульельмо в ч. III «Жизнеописаний».

20 Анджело ди Лорентино — фигура неясная, более подробных сведении о не раныне его идентифицировали с Лорентино д'Анджело, о котором Вазари упоминает в биографии Пьеро делла Франческа. Роспись арки в Сан Доменико сохранилась.

21 «Зевксис картины писал, созидались Никоном храмы,
Пан козлоногий в лесах на свирели первой играл.
Кто же, однако, иэ них со мною соперничать мог бы?
Всё, что они втроем, — делаю я один».

22 О Джироламо Падуанском подробности отсутствуют; биографию Герардо см. дальше; об Аттаванте (Ванте) см. биографию Джованни из Фьезоле.


наверх