начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

Анатолий Кудрявцев
страницы - 1-2-3-4-5
1

Эволюция шрифтовой формы


Et ego in Arcadia. – Стоя на высоком холме, я сквозь древние сосны и ели смотрел вниз на расстилающееся передо мною зелёное море: вокруг меня возвышались обломки скал, под ногами земля пестрела цветами и зеленью. Передо мною, двигаясь, растягивалось стадо; вдали, близ мелкой хвойной поросли, при свете вечернего солнца животные резко выделялись, группами и в одиночку; другие, стоявшие ближе, казались темнее. Всюду было разлито спокойствие и вечерняя сытость. Часы показывали около половины шестого… Налево возвышались склоны скал и снежные поля, опоясанные широким рядом лесов; а направо, высоко надо мною, как бы плавали в солнечном тумане два громадных ледяных гребня. Все дышало величием, тишиной и ясностью. Эта красота наполняла сердце трепетом и вселяла немое благоговение к моменту её создания. Невольно, как нечто вполне естественное, мне представились греческие герои в этом чистом мире света (на котором нет отпечатка неясных стремлений, недовольства, оглядок на прошлое, заглядываний в будущее, во что-то ожидаемое). Воспринимать впечатления следует, как Пуссен и его ученики, в героическом и идиллическом духе. Так жили многие люди, оставляя своё вечное влияние на мир и ощущая этот мир в себе.

Ницше Фридрих. Странник и его тень, 1890

Историю письма изучает историко-филологическая наука – палеография (греч. palaios – древний и grapho – пишу). Палеография рассматривает практически все вопросы, связанные с историей формирования и развития письма. Такие, например, как изучение памятников древней письменности, изучение экономических и социальных факторов, влияющих на развитие письма и формирование его стилей, изучение эволюции графической формы букв, материалы и инструменты письма, разрабатывает методики исследования письма. Эти вопросы рассматриваются в графическом дизайне при проектировании шрифтов и графических композиций. Помимо общих историко-теоретических вопросов дизайнер-график исследует формальные особенности и свойства шрифтовых стилей, шрифтовых гарнитур; технические параметры шрифта; поведение шрифта в мелком и крупном кегле; его технические и эстетические качества в различных видах текстового и акцидентного набора. Все эти знания необходимы при разработке различных типографских форм от листовки и визитки до книги и плаката или уличного рекламного транспаранта. Каждый этап исторического развития латинского и русского алфавитов представляет собой в отношении формы и стиля законченную графическую систему. Знание исторических форм письма и законов их формообразования необходимо дизайнеру при разработке современных шрифтовых проектов, когда исторические формы письма помогают художнику избежать в своей работе возможных стилистических и формальных ошибок. Типографские шрифты, разработанные для текстового и акцидентного набора, не всегда пригодны для проектирования современных рекламных комплексов, когда требуются шрифты с выразительным, характерным рисунком знаков и, что особенно важно, с совершенной логикой их формообразования. Этим требованиям в полной мере отвечают исторические формы письма. Шрифтовая форма неразрывно связана с общей культурой той или иной эпохи, знание и понимание этой культуры необходимо для профессиональной деятельности дизайнера. Древние виды письма невозможно применить в современных графических проектах в качестве носителя информации, но, например, древнеегипетская культура всегда может стать источником вдохновения и помощником в творчестве художника. Каноническая система древнеегипетского искусства, многие века формировавшая его стилевые особенности, композиционные приёмы, цветовую гамму, делает это искусство ярким, неповторимым, а благодаря своей совершенной по форме гротесковой условности в наибольшей степени соответствует современным тенденциям развития графического дизайна. В первой части пособия история развития латинского алфавита представлена до 1570 года, когда Николай Иенсон разработал свой шрифт и завершил многовековое формирование графемы латинского типографского алфавита. История развития кириллического алфавита представлена до 1710 года, когда была разработана Гражданская Азбука, определившая направление развития русского типографского шрифта. Во втором разделе пособия говорится о развитии типографских, наборных шрифтов за период с 15 по 20 век и параллельно представлена историческая классификация типографской шрифтовой графики. Основные этапы исторического развития наборных шрифтов излагаются на фоне краткой культурологической характеристики эпохи возникновения той или иной шрифтовой формы. В заключительном разделе пособия излагается терминология шрифтовой формы, анализируются характерные особенности её графических элементов и конструктивного построения знаков. Кроме того, в этом разделе говорится об основных прикладных формах шрифтовой графики – это монограмма, логотип и шрифтовой плакат, в проектировании которых в наибольшей степени проявляются знание формальных возможностей шрифтовой формы и её эмоционально-психологического воздействия.


начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты


регистрация фирмы в гонконге в Киеве.
портал "Акланд" объединяет арт-проекты